Столовое виноградарство в Молдове: новые вызовы

12.03.2013
Столовое виноградарство в Молдове: новые вызовы

Как оказалось, повышенным спросом пользовались не только технические сорта винограда урожая-2012. По поводу столового винограда отмечается некоторый ажиотаж со стороны оптовых покупателей из заграницы, по сравнению с событиями годичной давности. Для наших производителей столового винограда наступил тот благодатный период, когда появляется дефицит на их продукцию. Но расслабляться рано, поскольку наши конкуренты активно работают с сортами винограда молдавской селекции. Всего в 2012 г. собрано 505 тыс. т винограда (в 2011 г. – 595 тыс. т), из которых 70,2 тыс. т – столовые сорта. Из нового урожая до конца прошлого года была экспортирована в свежем виде 21 тыс. т столового винограда, всего за 2012 г. за пределами Молдовы реализовано около 30 тыс. т.
Ассоциация производителей и экспортеров столового винограда готовится обсудить в рамках своего объединения ситуации на рынках сбыта своей продукции, в связи с тем, что Молдова и ЕС ведут переговоры о подписании договора о свободной и всеобъемлющей торговле.
- По этому поводу возникают вопросы. И в процессе переговоров по столовому винограду нам поставили определенные условия, - рассказывает председатель ассоциации Георге Габери. - Пока изучаются варианты – или квоты какие-то ввести, или постепенное снижение таможенных пошлин. Мы высказали свои пожелания о защите внутреннего рынка. К сожалению, растет объем поставок из стран Евросоюза, в основном из Италии. В прошлом году импорт из Турции достиг порядка 5 тыс. тонн. С учетом емкости нашего рынка, можно констатировать, что происходит вытеснение местных производителей. Если мы не поднимем качество нашей продукции до уровня наших конкурентов, то покупатель вправе выбрать продукт, который ему больше нравится, несмотря на то, что цены на импортный виноград даже в сезон производства в два раза выше, чем на молдавский.
В прошлом году у нас были проблемы с реализацией винограда урожая-2011 в России. Тогда многие производители сориентировались и неплохо работали на румынском рынке, там уже появились потенциальные партнеры по реализации столового винограда молдавских сортов. И теперь поступают запросы и с румынского, и с российского рынков. Поэтому, как только наступают такие хорошие моменты, виноградари успокаиваются, у них пропадает стремление к улучшению. По моим оценкам, сложилась ситуация лучшая за последние 20 лет не только в отечественном виноградарстве, но и в целом в аграрном секторе, когда и осень была великолепная, и зимовка идет прекрасно. Поэтому есть все основания получить хороший урожай в следующем сезоне. И, естественно, возникнут проблемы сбыта.
А возникнут они еще и потому, что, как минимум 1-1,5 тыс. га новых виноградников, посаженных за последние пять лет, вступают в плодоношение. Соответственно, и объемы будут расти. Неудовлетворенный спрос - показатель того, что рынки есть. Но на них нужно грамотно работать и заниматься диверсификацией рынков. На молдавский столовый виноград, особенно на наш традиционный сорт "Молдова", есть устойчивый спрос во многих странах. Для нашего винограда есть хороший потенциальный рынок в Польше, который способен ассимилировать до 15-20 тыс. т, особенно черных сортов. Также представляют интерес арабские страны. С помощью турецких компаний начались поставки в Ирак. На румынском рынке есть для нас перспективы. И, конечно, на наших традиционных рынках. Но мы там не одни. Не выдержав конкуренции, мы почти прекратили экспорт столового винограда в прибалтийские страны, т.к. продаем виноград дороже, чем итальянские производители, но по некоторым показателям качества он уступает. Небольшие поставки остались только потому, что мы предлагаем сорта винограда, которых нет у конкурентов, - объясняет собеседник.
Отечественные виноградари даже не подозревают, какой удар им будет нанесен со стороны конкурентов. Сорта молдавской селекции, в первую очередь столовые, давно заинтересовали западных специалистов. Их изучали, некоторые внесли в реестры разрешенных сортов. Например, сорт Кодрянка, введенный в стандартный сортимент не только Италии, но и других стран ЕС, продается под названием "Black magic". Его уже сажают и в Марокко, Египте, ЮАР, Чили, как "Black magic". Многие специалисты даже не знают, что он из Молдовы.
Также молдавский сорт Кишмиш лучистый (розовый, бессемянный) введен в стандартный сортимент Италии под наименованием "Super prima seedless". Он - самый востребованный сорт столового винограда на рынке Европы, и цена на него, как минимум, в два раза выше, чем на любой другой сорт. Прошлым летом группа наших виноградарей побывала в Италии и посетила плантации, где выращивают Кишмиш лучистый. Владелец виноградника сказал, что виноград этого сорта он экспортирует в Германию по 3 евро/кг, без ограничения количества, а остальные сорта – максимум по 1,5 евро/кг. К сожалению, в Молдове Кишмиш лучистый почти не присутствует на промышленных плантациях, а возделывается на приусадебных участках.
Однако почему Кодрянка и Кишмиш лучистый распространяются за границей, утратив свои названия? Мы ломаем головы, как найти изюминку, чтобы вызвать интерес к своей стране, а ведь наше уникальное предложение миру – это сорта винограда, созданные молдавскими учеными. Почему при передаче наших сортов за границу не сохраняются их названия, ведь в контрактах можно четко прописать это условие? И мы должны добиться защиты прав на названия сортов. Они должны работать на имидж своей страны.
А теперь у итальянцев на выходе "Молдова" - наш основной экспортный сорт. После прохождения всех этапов испытаний и очистки он скоро будет внесен в регистр разрешенных сортов винограда в Италии. Это значит, что он получит распространение и во всех странах ЕС, и где даст лучшие урожай (в Италии, Испании), чем на родине. С одной стороны, это – честь, поскольку наш сорт получил такую высокую оценку, но с другой, – мы создаем себе сильных конкурентов. До сих пор сорт "Молдова" был нашим конкурентным преимуществом на рынках этих стран и в России. Осталось немного подождать, и нас вытеснят с наших основных рынков нашими же сортами. До сих пор мы могли продавать виноград по хорошим ценам, потому что по этим сортам не было конкурентов. С ноября до февраля мы были одними на рынке с нашим виноградом. Однако мы не продаем на экспорт сорта с белой ягодой, т.к. они поставляются из Италии, Испании, Египта лучшего качества, чем у нас, и дешевле. И не следует забывать, что в настоящее время и в России, и на Украине тоже развивается виноградарство, в том числе закладываются плантации сорта "Молдова".
- Есть сорта, которые по качеству лучше "Молдовы". Кстати, с ними также работают итальянские компании. Через два-три года в европейском регистре могут появиться сорта Осенний черный, Мускат тимпуриу (с белой ягодой), Аперен роз (Кишмиш розовый – единственный из бессемянных сортов выдерживает морозы до минус 20 и ниже), из технических сортов – Виорика. Поэтому задача № 1 на текущий год – произвести безвирусный материал для закладки маточников пяти-шести основных сортов, помимо "Молдовы", чтобы мы обеспечили наших виноградарей саженцами высоких категорий качества. В этом году, думаю, нам удастся совместно с институтом наладить производство безвирусного посадочного материала. Лаборатории закончили процесс очистки основных наших сортов, которые и впредь должны стать нашим конкурентным преимуществом на рынках.
Если и сорт "Молдова" выйдет за рубежом под другим названием – это будет преступлением, т.к. это - мощный инструмент продвижения имиджа страны. Институт садоводства и пищевых технологий передал зарубежным партнерам исходный материал для размножения и получает роялти за пользование сортом, и он заинтересован в том, чтобы сорт получил более широкое распространение. Но удастся ли институту сохранить законное название сорта? Даже если какие-то наши сорта используют не официально, есть лаборатории, где можно по генотипу определить их происхождение. Над этим надо работать, чтобы мы не теряли свои бренды, а заодно и имидж Молдовы, - считает Георге Габери.
Основная проблема молдавских производителей столового винограда заключается в том, что их товар не отвечает требованиям супермаркетов. Даже на российском рынке наш виноград не продается в ритейле. До сих пор он не вышел за пределы базаров. Хотя из России приезжали представители сетей, встречались с производителями столового винограда. Но они требуют большой объем поставок, жесткий график, однородность товарной массы, одинаковое оформление и т.д. Эти требования общие для всех рынков. К сожалению, нашим фермерам сложно объединяться, чтобы обеспечить эти партии. В 2011 г., когда были большие проблемы с реализацией продукции, производители были готовы на все. Но как только российский рынок открылся, они обо всем забыли. Проект CEED II/ USAID оказывает поддержку отечественным сельхозпроизводителям, чтобы мы смогли обеспечить поставку молдавской продукции на российский рынок под единым брендом "Gustos".

Источник