Абрау-Дюрсо поддерживает выставку к 300-летнему юбилею императрицы Елизаветы Петровны

Абрау-Дюрсо поддерживает выставку к 300-летнему юбилею императрицы Елизаветы Петровны

23.12.2009
Пресс-релизы

23 декабря в Екатерининском дворце (Санкт-Петербург) для посетителей откроется совместная выставка Государственного музея-заповедника "Царское Село" и Государственного музея керамики и "Усадьбы Кусково XVIII века" "Vivat Елисавет!", посвященной 300-летнему юбилею императрицы Елизаветы Петровны [18 (29) декабря 1709].
Прикоснуться к чудесному миру роскоши и волшебства накануне Нового года гости выставки смогут благодаря Дирекции ГМЗ "Царское Село" и финансовой поддержке "Абрау Дюрсо".
Поддержкой этой выставки "Абрау-Дюрсо" начинает партнерство с музеем "Царское село" и в 2010 году посетителей ждет не мало интересных совместных проектов.
Цель выставки не только продемонстрировать великолепные исторические шедевры, но и окунуть современников в аромат пышных придворных торжеств, насыщенных реверансами и утонченными манерами бальных и банкетных традиций. Бальный сезон в России длился с Рождества до окончания масленицы. Императрица Елизавета явилась продолжательницей Петровских ассамблей, сделав придворный этикет роскошнее, а угощения - изысканнее, затмевая, порою, Версаль.
Специально для выставки "Vivat, Елисавет!" будет изготовлена копия банкетного стола в форме лиры по эскизу, хранящемуся в Российском Государственном историческом архиве. Оригинал был воплощен в середине XVIII века по проекту придворного архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, апофеоз творчества которого пришелся именно на Елизаветинскую эпоху. Подобные банкетные столы, создававшиеся специально для того или иного приема, широко использовались во времена правления Елизаветы Петровны. Воссозданный елизаветинский стол будет сервирован фарфоровыми изделиями, изготовленными на подмосковной фабрике Гребенщикова и Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге.
На современном праздничном столе разместится "Сахарный партер", который впервые будет воссоздан в России. Традиция создания "La table a sucre" ("сахарных партеров") для украшения банкетных столов стилизованными копиями партеров европейских парков из цветов и фруктов, была широко распространена в европейской банкетной культуре XVIII века. Императрица Елизавета Петровна также любила блеснуть перед заморскими гостями изобилием шоколада и сахара на дворцовых приемах. "Сахарный партер" будет воссоздан по эскизу Ф.-Б. Растрелли, а также рисункам, хранящимся в Лондонской Королевской библиотеке. Изготовлен он будет из сахарной пасты. Английская техника оформления тортов сахарной пастой - самая древняя техника в кондитерском искусстве. Центральную часть партера украсят 3 больших фруктовых пирамиды, являющие символ изобилия государства Российского. Пирамиды будут увенчаны золотыми вензелями Елизаветы Петровны.
Среди почти 30 экспонатов из собрания ГМЗ "Царское Село" можно будет увидеть такие редкие произведения, как консольные часы середины XVIII века мастера Жака Каффиери, не имеющие аналогов в других музейных собраниях, китайские фарфоровые блюда первой половины XVIII века, янтарный медальон с портретом Елизаветы Петровны, футляр для игры в шахматы и трик-трак начала XVII века, отделанный янтарем и другие раритетные предметы. Здесь же будут выставлены вещи, принадлежавшие императрице, выполненные с использованием драгоценных металлов, среди которых - серебряный дорожный прибор работы русских мастеров.
Большой интерес вызовут экспонаты из собрания Государственного музея керамики и "Усадьбы Кусково XVIII века", впервые представленные в Санкт-Петербурге: предметы Собственного фарфорового сервиза Елизаветы Петровны (первого русского фарфорового сервиза), пакетовая табакерка, выполненная в виде конверта с надписью, пышные парадные кубки с гравированными портретами и вензелями Елизаветы I, стеклянный чайник - редкий образец отечественного стеклоделия, майоликовые блюда и тарелки, которые использовались при дворе Bмператрицы (всего более 60 предметов).
Особое место в экспозиции займет картина неизвестного (предположительно, по рисунку М. Махаева) русского художника XVIII века "Выезд Императрицы Елизаветы Петровны", изображающая переезд Императрицы из Зимнего дворца в Летний дворец в Санкт-Петербурге и впервые "приехавшая" из Москвы в Царское Село.